ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЯ СЕЛА.

В давние - давние времена, когда люди жили ещё племенами и была у людей языческая вера, из одного племени - " Шемяков" были то - ли изгнаны, то - ли убежали от смертной казни два брата.

Старший поселился в лесах, росших в те времена на месте нашей деревни, а младший поселился на 5 км дальше, северо - западнее, где теперь с. Малое - Шемякино. Сделано это было с такой целью, что если одного из братьев найдут, то другой останется жив для продолжения рода. Затем к братьям постепенно стали пристраиваться другие беглецы, даже, может, из других племён.

Не зря же одну из возвышенностей в селе называют Мордовская возвышенность ( Макаш ту ) .По преданию, на месте этой возвышенности была целая улица, заселенная мордвой. Название сохранилось до сих пор, хотя ни домов , ни садов теперь на этой возвышенности нет.А на месте ,где сейчас остался старый школьный сад, во время востания Е. Пугачёва стоял особый полк, где день и ночь точили сабли, ковали железо, подковывали коней, горели огромные костры и т. д. До сих пор сторожилы эту часть улицы Школьной называют улицей Полковая, т. е. Полк - Касси. Мирных жителей бойцы - пугачёвцы не трогали, т. к. никаких преданий о плохом со стороны пугачёвцев не осталось.

ЛЕГЕНДА О НАДМОГИЛЬНОМ КАМНЕ ХIV ВЕКА.

1.В давние времена через места, где находилось и наше село, проходила торговая дорога. Купцы везли различные товары, пряности, сладости, шелка, и т.д. на лошадиных повозках в северные страны, а из северных стран обратно везли меха, золото и др. драгоценности. Купцы были из Сирии, Арабских стран, Турции и т. д. По преданию, в дороге умерла дочь одного очень богатого человека и её с почестями похоронили на зеленом холме, находящемся вблизи нашей деревни. На могиле оставили камень с высеченным орнаментом - солнечным знаком и иероглифами. До сих пор неизвестно, что же здесь написано.

2.Другое предание гласит, что в давние времена через нашу местность пролетал “самолёт”, т. е. какой – то летательный аппарот, из него выпала дочь богатого человека. Её здесь же и похоронили, оставили надмогильный камень.

НАРОДНЫЕ НАЗВАНИЯ В ОКРЕСТНОСТЯХ СЕЛА БОЛЬШОЕ ШЕМЯКИНО И НЕКОТОРЫЕ ЛЕГЕНДЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМ.

А) Чук сырми (овраг жертвоприношений) – осталось с языческих времён, когда в этом овраге ныне находящемся на конце улицы Кутузова, в особые дни справляли культовые языческие обычаи, закалывали лучших быков, баранов, варили в огромных котлах похлёбки, каши, собирались всем миром, ели, пили, совершали обряды, а самое хорошее блюдо оставляли языческим богам. Сейчас поэтому оврагу ходят в деревню Малое – Бисярино. В 1996 году осенью здесь вырыли и загородили плотиной пруд в противопожарных целях.

Б) Хур сырми (гусиный овраг) – название осталось потому , что здесь раньше пасли гусиное стадо, т. к. рядом был хороший пруд. Овраг выходит одним концом к заводу ЖБИ, а другим упирается в новый пруд.

В) Эрех сырми (дословно, речка, в которой можно пить водку) – осталась с языческих времён, видимо, связано со старым кладбищем, находящимся рядом. Так как на кладбище водку пить не разрешалось, то спускались в овраг рядом.

Г) Пуян лупашки (богатый овраг) – название произошло из-за того, что здесь был найден богатый клад. Сейчас там растут хорошие травы.

Д) Ырасем (святые места некрещённых чуваш) – туда раньше ходили поклоняться языческим богам при болезнях, ранах, несчастьях и т. д. Если кто – то сильно поранился, то с особыми наговорами в эти места выливали солёную воду, чтобы больной быстрее справился с болью. Это место находится при слиянии оврагов, "богатого" и "водочного". Сейчас там находиться 3 – х опорный столб высоковольтной линии электропередачи.

Е) Сут вес (светлая окраина) – конец улицы Советской. Раньше возле речки были 3 туннеля холме, через которые весной впервые выгонялось стадо для пастьбы. Выгон проходил с особым наговором, и мог этот наговор произносить только один человек. Стадо, выходившее через тоннели, считалось охраняемым земными богами плодородия, должно было не болеть, приносить богатый и здоровый приплод.

Ж) Таран вар (глубокий овраг)- название получил из-за его глубины.

З) Мунчут (непереводимо, видимо не чувашское происхождение слова). Сейчас там находится хороший родник, края срублены из дерева. В после военные годы здесь варили обед для работников, которые работали на полях в весеннее ,летнее и осенний периоды.

И) Сергей сал сырми (овраг, где находится родник Сергея) – название произошло в честь Сергея, который умер возле этого родника. Очень глубокий топкий овраг, вода вытекает в главное русло реки Кучасы, протекающий через село. Даже в сухие годы в овраге очень топко, тонут и вязнут коровы, если случайно туда забредают. Ещё этот овраг называют "Путакан вар", т. е. топкий овраг.

К) Патешка сырми (попов овраг) – здесь имели право косить траву только для сельского попа. Находится в сторону села Малое – Шемякино возле лагеря МТФ, первый же овраг. Имеется хороший ключ, края которого сделаны из выдолбленного дерева (чересле сал).

Л) Хурама сырми (овраг вязов)- одно из колен предыдущего оврага. Название получило потому, что здесь росли могучие вязы. В языческие времена у чуваш вяз считался священным деревом, его не рубили в святых местах. С этим оврагом связана легенда.

До революции 1917 года сюда богатые люди вывозили ульи с пчелами, и было здесь что-то вроде летней пасеки. Сторожем нанимали татарина из ближайшего села. Сторож был предупреждён, что если из ближайшего леса будут доноситься крики, стоны, призывы о помощи, жуткие звуки – чтобы он не обращал на всё это внимание и не выходи из своего места.

Однажды ночью, помня о сказанном, сторож возле шалаша развёл костёр, чтобы было теплее и согреть ужин, вскипятить чай, а сам мотыгой обвёл вокруг шалаша на земле круг, замкнув таким образом вокруг себя кольцо, не оставляя ни на миллиметра не обведённого участка. И вот в полночь раздались жуткие голоса, стоны, а сторож крикнул по – татарски :,,сюда” (,,манта”) и неожиданно за кругом возникло лохматое человекоподобное существо с грудями, переброшенными через плечи. Оно выло, искало, как бы проникнуть вкруг, где находился сторож, где тот в это время молился на своём языке. Но проникнуть не смогло и вдруг на человеческом языке сказало: "Если бы ты хоть чуть – чуть, хоть с игольное ушко оставил круг незамкнутым, я бы смог даже в это ушко пролезть и попить твоей крови. С первыми петухами эта нечисть исчезла. Сторож долго не рассказывал о том, что с ним произошло, и лишь перед смертью поведал жителю села Большое – Шемякино.

М) Анна сырми (овраг Анны) – здесь женщина по имени Анна родила ребёнка. Овраг сухой, находится на пути в посёлок Победа в лесу.

Н) Хаяр сал (Гремучий ключ) – получил своё название из – за того, что раньше вода вырывалась с грохотом, рёвом, высота фонтана достигала 5 -7 метров, а мощность была такова, что в струе держалась 2-х пудовая гиря. Ныне ключ спокоен, вода чистая, питает речку Турминку. Ключом пользуются пастухи и идущие за грибами, ягодами.

ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ О СЕЛЕ .

Среди археологических памятников Тетюшского района отмечено, что Большое Шемякино село, правый берег безымянного ручья, правого притока реки Турма, левого притока реки Улема, правого притока реки Свияга. Посреди села есть место старого кладбища, где находится разломанный на три куска надмогильный памятник (99х52х19см) с рельефной надписью. На обратной стороне орнамент – солнечный знак и продолжение надписи, выполненное вырезанными буквами. Датируется 14 веком, впервые о нашем селе Большое Шемякино упоминается в архивном фонде казанской казённой палаты в ревизских сказках за 1850 год: В селе Большое Шемякино Тетюшского уезда число дворов 106 (указаны фамилии, имена, возраст каждого члена семьи). В статистическом сборнике "Список населённых мест ”, выпущенном в 1886 году в. С. Петербурге, значится :,, В с. Б. – Шемякино Тетюшского уезда число дворов 177, число жителей: мужчин – 525, женщин – 508 ”

Село постепенно росло, увеличивалось количество людей, и уже в "Списке селений Казанской губернии" за 1908 год указано, что в селе Большое Шемякино число душ обоего пола 2228, народность – чуваши, число детей от 8 до 11 лет обоего пола 200 человек”.

До революции наше село Большое Шемякино, как и тысячи других сёл и деревень России, состояло из мелких крестьянских хозяйств. Было широко распространено земледелие, скотоводство, пчеловодство, ткачество, гончарное дело, плели лапти, умели делать из дерева всякую деревянную утварь. Врачеванием в селе до революции занимались многие старушки , вспоминают Лашманову Ксению и Катмакову Варвару. Лечили они наговорами и травами.

В список потомственных жителей села входили такие фамилии как:

  1. АЛМАЗОВЫ
  2. БАЙГУЛОВЫ
  3. ВОРОБЬЕВЫ
  4. ДРАГУНОВЫ
  5. КАТМАКОВЫ
  6. КАЧАЙКИНЫ
  7. ЛАШМАНОВЫ
  8. МАЛЫШКИНЫ
  9. МАРАГА
  10. МИМЕРОВЫ
  11. ПУШКАРТ
  12. СЕКРЕТАРЕВЫ
  13. СИВЕЛЬКИНЫ
  14. ТУХТАРКИНЫ
  15. ЧАЛЫШЕВЫ
  16. ШИХРАНОВЫ
  17. ЭККЕМЕЕВЫ
  18. ЭСМЕТЬЕВЫ

Вместо сегодняшних светлых домов, украшенных обшивкой, резьбой, с железными и шиферными крышами, как из – под земли торчали маленькие перекосившиеся домики с перегнившими соломенными крышами с узенькими и маленькими окнами. Лишь несколько домов отличались от других своей величиной и богатством отделки. Каждая улица закрывалась воротами, чтобы домашние животные после пригона стада не могли выйти на посевы.

Вспоминают , что в 1872 году в селе был сильный пожар тогда сгорела 140-150 домов, уцелело всего 8 домов. Село пришлось заново отстроить.

В 1877-1878 годах была русско-турецкая война. Жители деревни тоже участвовали на этой войне. После этой войны в селе начали появляться дома с трубами до этого топили по-черному. В том в время в деревни праздновали "Учук" - жертвоприношение языческим богам.

В середине села, там, где сегодня здание СДК, возвышалось деревянное здание церкви. Из истории известно, что она началась строится в 1889 году и была открыта в 1891 году. Сама церковь была названа в честь Святого Германа. При ней существовала трехлетняя церковно-приходская школа. Службу вел батюшка Иван. Рядом с церковью был алтарь , где был похоронен дьякон. Обрядовые праздники начинались вечером 22 мая на день Миколы. Каждое воскресенье в центре села был большой хоровод . На троицу были особые хороводы, они водились на каждой улице.

Закрыта церковь была в 1930 году , после схода граждан были убраны кресты на церкви и в ней был открыт клуб.

Вспоминают, что когда сельский кузнец Качайкин Иосиф Игнатьевич спускал кресты и колокол, все собравшиеся плакали и кричали.

До 1946 года здесь ставили спектакли и показывали немое кино, киномехаником был Ерзуков Григорий Федорович. После 1946 года деревянное здание церкви было разобрано , а из бревен был построен конный двор. В будущем на старом месте церкви, в 1975 году, было построено новое кирпичное здание СДК, которое стоит и по сей день.

В 1890 году открылся бакалейный магазин которым заведовала Груня из Тетюши. Позднее открыл магазин сельский житель Подаков Антон. В магазине имелись все необходимые мелочи. Затем появился магазин у Алмазовых.

В 1895 году появилась ветряная мельница которая принадлежала Шевле. После появились мельницы у Арлана Никифора и Драгунова Никифора. Ветряные мельницы в сутки вырабатывали 120-150 пудов муки, хозяину мельницы доставалось где-то 3-4 пуда муки в день.

Крестьяне обрабатывали землю сохой. До революции в селе было 3 железных плуга, одна молотилка. Железных борон крестьяне не знали.

До 1901 года в деревне в магазине не продавали водку. После 1901 года в продаже появилась водка в стеклянных бутылках.

В 1905 году Баранов Никита открыл пивную, здесь был и граммофон для отдыха зажиточных крестьян.

В 1905 году у зажиточного крестьянина Сорокина Тимофея появился двухколесный плуг "Эккарт", а в 1906 году Карпов Гринька из Елабуги привез веялку. В 1910 году впервые в селе для косьбы зерновых использовали жнейку. Зажиточные крестьяне имели 4-5 голов лошадей, 2-3 коровы, жнейку, веялку, плуги. У них сезонно трудились 2-3 наемных работника.

К 1912 году в селе было около 500 домов. Население насчитывало 1983 человека, 388 лошадей, 365 коров и 1514 голов овец. В селе был писарь Ямщиков. С призывниками в город Тетюши ездил староста.

СЕЛО В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 1918-1920 ГГ..

После Октябрьской революции происходят большие изменения в жизни крестьян нашего села, улучшается их материальное положение, количество безлошадных и бедных крестьян намного сокращается.

В 1918 году землю поделили поровну между мужчинами и женщинами. Зажиточным крестьянам Комитет бедноты возлагал продовольственный налог. Молодых сельчан забирали в Красную Армию и для сельчан наступили смутные времена.

Вспоминают, что старший брат Воробьева Емельяна Романовича служил в Белой Армии и после ее разгрома бежал в Манчжурию в город Харбин. Во время японской компании летом 1945 года его встретил наш земляк Байгулов Григорий Яковлевич на базаре в хорошей одежде в цилиндре и с тросточкой. Воробьев пригласил его на чашку чая в свой дом и при этом расспрашивал про своих односельчан. В дальнейшем его судьба неизвестна.

СЕЛО В ГОДЫ НЭПА 1921-1929 ГГ..

Непросто складывалась жизнь в селе в период НЭПа. В 1921 году на село обрушился голод. Весной была страшная засуха на полях кроме лебеды ничего не было и из нее варили лепешки. Многие односельчане с семьями подались в Сибирь и поэтому выжили. В это же свирепствовали сыпной и брюшной тиф, многие умерли. Но уже в 1923 году был хороший урожай проса и из Сибири возвратились многие сельчане.

В 1923 году в селе осталось 150 домов и 20-30 голов лошадей. В этом же году в селе появилась первая комсомольская организация. Первые комсомольцы села были: Тухтаркин Д.А.- секретарь, Баранов Н.Н., Командов Г.И. и Трубин С.И. В 1924 году организовали сельхозкооператив. В нем было 12 членов. Первый председатель был Подаков Панкрат Федорович - первый коммунист. В этом же году образовался профсоюз - "батрачка".

Первый председатель профсоюза был Качайкин Кирилл Игнатьевич. В этом же году образовался производственный кооператив - председатель Молодцов Д.Т. Вспоминают, что в августе 1924 года, жители улицы Советская были недовольны разделом земельных участков по улицам и бунтовали. Житель другой улицы Карпов Петр поджег дома на улице Советской и сам скрылся, говорят , что в Ростов. Тогда сгорела вся улица Советская , так как крыши домов тогда еще были соломенные. В 1925 - годах жизнь в селе постепенно улучшается. Поголовье лошадей достигло 300 голов.

В 1926 году начала работы партийной ячейки в селе, первый секретарь Шадрин Карп Павлович. Обострилась классовая борьба на селе, активизировались банды и работы волисполкому в селе Большое Шемякино было предостаточно.

Вспоминает Парамонов Н.А - оперуполномоченный при Большешемякинском Волкоме в 1926-1928 гг.., выходце из села Ямбухтино,

1926 год. Зима выдалась холодная, снежная. Бури и метели занесли все дороги. Снегу намело полные овраги. Хаты в деревни замело до окон. Стали активно действовать конокрады: Большетурминский Сунгатуллин Юнуска, Алабердинский Шапик, в Кляшево Исай с сыновьями связались с бандой Шакура. Участились кражи коней, нападения на проезжих крестьян по тракту Тетюши-Буинск.

Декабрьским вечером члены волкома: Вавилов , я , Карташев - секретарь волкома ВЛКСМ, Князькин - нарсудья, Евдокимов - милиционер волости сидели в волкоме за подготовкой к партсобранию .

В 8 часов вечера в волком, запыхавшись от быстрой ходьбы, ввалились все в снегу три комсомольца из Большой Турмы, рассказывая наперебой, что в Большой Турме Сунгатуллин Юнуска женит брата и сейчас туда сьехались человек 20 бандитов на свадьбу, вооруженные обрезами и ружьями.

Ребята погрелись, покурили и пошли обратно. Мы ,5 человек, во что бы то ни стало решили захватить банду. Позвонили по телефону в Буинск в милицию и попросили помощи : к 12 часам ночи прибыть в село Большое Шемякино. Но прошло время ,1 час ночи , а помощи все нет. Сами запрягли волисполкомскую лошадь , затем в помещении милиции нашли три винтовки, один обрез и два нагана и патроны. Только вьехали в Большую Турму ,нашу лошадь моментально берет под узды ,неизвестно откуда появившийся человек, раздался крик: "Стой, ни с места!".

Нас окружили люди, защелкали затворы винтовок, направленные на нас. Оказалось, начальник Буинской районной милиции и 15 человек милиционеров, не заехали за нами ,а прямо проследовали в Турму и разогнали бандитов, не захватив ни одного человека. Все бандиты разбежались. Тогда часть отряда стала на дорогах, чтобы не выпустить их из деревни, а две группы пошли облавой.

Я стоял на дороге в Ямбухтино, вижу, показался человек в поле и направляется по дороге на меня в шагах в 20-ти. На мой окрик человек бросился бежать, я без предупреждения выстрелил, неизвестный упал. На выстрел прибыли еще сотрудники, подойдя к месту падения человека никого не обнаружили. Оказалось это был Юнуска, обманув нас он забрался к вдове в дом ,у которой собрались девушки-татарки, и всем им пригрозив наганом, предупредил чтобы не открывали дверь.

Мы втроем напав на его след стали взламывать дверь. В страхе хозяйка и девушки начали выпрыгивать в окно , а вместе с ними , переодевшись в женское платье скрылся и Юнуска, обманув нас уже дважды. Но совсем скрыться бандиту не удалось , по дороге в Кляшево он был убит. Остальные бандиты разбежались, притихли и в волости стало спокойнее. Кражи прекратились. Продолжалось преследование остатков банды, и в 1928-1929 году публично были уничтожены все оставшиеся 36 человек и с Шакуровщиной было покончено.

К 1927 году происходит частичное обновление села. Появляются новые, более просторные дома с железными крышами и покрытые тесом. К этому времени уже около 50 домов были покрыты железом и около 200 – тесом. Остальные оставались все еще покрытыми соломой. В 1927-28 открыли новое кладбище в западной части села по левую сторону оврага

В 1927 году наше село было волостным центром при Буинском районе и в нём имелись следующие учреждения: волостной комитет ВКП (б) (секретарём был Клементьев Иван Михайлович), волисполком (председатель Воробьёв Пётр Тимофеевич), сельский исполком (председатель ,выходец из Тюбяк-Чирки, Шадрин Карп Павлович), волостной комитет, почта, волостной народный суд, госстрах, библиотека, медпункт, волостное отделение милиции, тюрьма.

В волость входили 19 близлежащих населенных пунктов: Большая и Малая Турма, Ямбухтино, Атряси, Алабердино,Чинчурино, Льяшево, Большое и Малое Бисярино Большое и Малое Фролово, Тюбяк-Чирки, Кушкуй, Малое Шемякино, Чулла, Красная Поляна , Монастырск , Кляшево, Тоншерма. Волисполком занимал 2- х этажное здание в центре села. Волостное управление вело учет живности и возлагало налог, велся военный учет и тем кто работал выдавали удостверение личности.

Напротив нынешнего сельсовета был двухэтажный дом - фельдшерский пункт , первый этаж был из красного кирпича, где жил фельдшер Татаринов Николай со своей семьей, а на втором ,деревянном этаже , был сам фельдшерский пункт. Обслуживание в ней было бесплатно.

Вспоминают, что Татаринову Николаю многие завидовали, он неплохо жил, платил много налогов. Из-за каких то причин он выпил таблетки и умер. Этот дом разобрали и на бывшем месте церкви построили стационар и родильное отделение. Потом в этом здание был открыт детский сад в двух комнатах, а в двух других была библиотека.

В селе тогда была школа крестьянской молодёжи (ШКМ) с прекрасным садом, 8 ветряных и 1 паровая мельницы. В это время в селе организуется кредитное товарищество, которое выдавало крестьянам напрокат плуги, сеялки, бороны, триер, сортировки, веялки и другой сельскохозяйственный инвентарь. Потребительское обшество имело свою лавку, кроме магазина потребительского общества имелись ещё 2 лавки частников. Несмотря на происшедшие изменения в жизни крестьян нашего села, уровень производства оставался низким, а техническая вооружённость очень слабой. Решение 15 съезда ВКП (б) всколохнуло и крестьян нашего села, особенно его беднейшую часть.

СЕЛО В ГОДЫ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ 1929-1940 ГГ..

В начале марта 1928 года тут же после 15 съезда партии безлошадные крестьяне Тимяшкин Георгий Никитич, Тимесков Василий Михайлович, Кутлов Афанасий Фёдорович, Малышкин Василий Макарович, Кутлов Яков Фёдорович, Евдокимов Степан Иванович организовали Товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ), затем к ним примкнули Лаптаков Пётр Алексеевич, Шихранов Моисей Артемьевич. Образование товарищества привело к усилению классовой борьбы в селе: особенно сельская борьба разгорелась в 1930 году, когда была организованная первая сельскохозяйственная артель в нашем селе. В первую артель вначале объединились 28 хозяйств. Кулачество и идущая за ним часть крестьянства отказывали в выделении земли артели. Только после обращения к республиканским организациям Татарской АССР крестьяне, объединившись в сельхозартель, назвали её "ПОБЕДА" и посёлок первых членов артели носит то же название.

Активисты села в 1930 году.

  1. Тимербулатов Иван Артемьевич
  2. Шадрин Карп Павлович
  3. Малышкин Василий Макарович
  4. Подаков Панкрат Филиппович
  5. Тимяшкин Георгий Никитович
  6. Тимесков В.М.
  7. Кутлов А.Ф.

В этих годах в селе были раскулачены и репрессированы .

Раскулаченные семьи в 1930 году.

  1. Баранов Семен Артемьевич
  2. Драгунов Никита Никифорович
  3. Запасов Семен Дмитриевич
  4. Сорокин Григорий Владимирович
  5. Корсаков Григорий Михайлович
  6. Сорокин Семен Владимирович
  7. Тимесков Матвей Никитович
  8. Командов Фома
  9. Баранов Василий

Репрессированные

  1. Воробьев Борис Никитович
  2. Малышкин Павел Алексеевич
  3. Лашманов Алексей

В 1930 году в село приехал Иваново – Вознесенский рабочий Ахтонов Иван Васильевич, ставший первым председателем колхоза. К весне 1930 года почти всё село было коллективизировано. Вначале артель, образованная в нашем селе, называлась "АВРУЙ", а затем с 1932 года колхоз назывался "БОЛЬШЕВИК". Осенью 1930 года председателем колхоза был избран Дедушкин Даниил Филиппович, которого колхозники до избрания послали на учёбу. Классовые враги шли на отчаянные шаги, чтобы сорвать коллективизацию, они распространяли про колхозы разные нелепые слухи, пугая крестьян. Шли также на поджоги. Так, был подожжён дом коммуниста Тухтаркина. Но, несмотря на такое сопротивление кулачества, крестьяне поняли преимущество коллективного пользования землёй и сохранили колхозы.

В 1938 году из нашего села был выбран депутат в Верховный Совет РСФСР тракторист Шихранов Гурий Ефремович.

Hosted by uCoz