Наши выпускники

Выпуск-2011

Выпуск-2010

Выпуск-1969 г
Воспоминания Чумичкиной Татьяны Михайловны выпускницы Большешемякинской школы. (г.Казань)

Мои родители - Чумичкина Лидия Кузьминична и Михаил Дмитриевич приехали в село Большое Шемякино в 1954 году. Маму после окончания Казанского медицинского института с красным дипломом распределили в село из-за моего отца ветеринарного вра-ча. Она могла остаться в Казани, в аспирантуре, но тогда им пришлось бы жить врозь. Мне было 3 года. В школу я пошла сначала в Тетюшах, где жила моя бабушка, но проучи-лась только неделю и меня забрали обратно в село.

Моей первой настоящей учительницей была Мария Семеновна Костюкова. В то время в 1959 году в селе Большое Шемякино была одна начальная школа для детей рус-ских специалистов и детей чувашской интеллигенции. В одном помещении одновременно училось 17 человек с 1-го по 4-й классы: 1 класс - 5 чел. (я - Чумичкина Таня, Антипова Римма-дочь учителя истории и воспита-тельницы школы-интерната, Падерина Людмила - дочь ветеринарного врача и воспита-тельницы детского сада, Самаркина Ирина - дочь учителей чувашской школы и Карпова Мария). 2 класс- 4 чел. (Васильева Ирина-дочь директора чувашской школы Васильева Николая Михайловича и учительницы Надежды Фоминичны, Галанцев Гена, Матюшин Анатолий), Вера Шихранова. 3 класс- 3 чел. (Подерина Алла- дочь ветеринарного врача и воспитательницы детского сада, Вера Малышкина). 4 класс - Матюшин Николай, Драгунов, Катмаков (к сожалению больше никого не пом-ню). Я до сих пор удивляюсь, как Мария Семеновна могла найти подход к каждому из нас, таких разных по возрасту и по характеру. Как Мария Семеновна все успевала, уму непостижимо.

Очень интересно проходили уроки. 1 класс усердно писал палочки (тогда обучение начиналось именно с этого, не как сейчас ученики приходят в 1 класс, уже умея читать и писать). Читать я научилась, как ни странно самостоятельно в 5 лет и даже ходи-ла в сельскую библиотеку, где брала читать книги все подряд, какие мне давала библиоте-карь, а вот чистописание (так тогда назывался предмет, на котором мы писали палочки, нолики, квадратики) мне давался с трудом. Может потому, что я была очень нетерпелива и торопыга, хотелось быстрее научиться всему. Хорошо помню, когда мы учились писать буквы " Л" и "М", я сделала такие длинные хвостики, что Марии Семеновне ничего не оставалось делать, что поставить мне просто черту, что она смотрела мою тетрадь, а я по-думала, что это "1". Моему горю не было предела и слезы лились весь день, пока на следующий день Мария Семеновна меня не успокоила. Но все равно красиво писать я так и не научилась. И если в старших классах за сочинения по литературе я получала "5", то за почерк только "4". А уж после института почерк стал еще хуже и сейчас спасает компью-тер, когда не нужно писать руками. Ну, я отклонилась от темы. Значит, 1 класс пишет палочки, 2 класс рисует, 3 класс читает вслух, а 4 класс решает примеры. И так чередуются предметы. Гимнастика и труд были одновременно для всех классов. Нам первоклашкам все было очень интересно, и мы прислушивались, что делается за соседними партами. Парты стояли в 2 ряда, в одном ряду сидели 2 и 4 класс, а во втором ряду 1 и 3 класс. Писали мы сначала карандашами, потом перьевыми ручками и были чернильницы непроливайки.

Современные дети, наверное, и не представляют, что это такое. Учились мы все хорошо, троечников были единицы. Во дворе в перемены мы играли, здесь же была и восьмилетняя чувашская школа. Взрослые мальчишки нас конечно задирали. Многое уже забылось, но вот один забавный случай произошел со мной и моей подругой Падериной Людмилой (мы все ее звали Милой).

Однажды мы возвращались с ней из школы осенью и шли мимо прудка, он раньше был в другом месте, чем сейчас. Подходя к запруде, мы решили проверить поплывут ли наши портфели или утонут. Решено-сделано. Побросали мы портфели в воду, вода из пруда выливается через трубу в речку, портфели наши плывут, мы радостные бежим за ними вдоль берега, но, испугавшись, что они совсем уплывут, палками прибили их к берегу.

Каков был наш ужас, когда, открыв портфели, из них полилась вода и все наши учебники и тетради были мокрыми. Мой дом был рядом с прудком. Напротив был магазин, рядом аптека, больница (потом там расположился детский сад) и деревянный клуб сейчас он кирпичный. Было решено, что мы сначала идем ко мне домой, сушим наши учебники и тетради, а потом Мила пойдет к себе домой. Она жила далеко от школы в МТС, сейчас там находится больница и дом ветеранов.

Наши учебники были испорчены. Особенно пострадал букварь и касса букв и слогов. Я не помню, как мы сушили наши учебники и тетради, может у печки, но помню, что потом мы решили их заклеить, но чем? Клея тогда не было, клейстер варить мы вряд ли умели, оставалось вареная картошка в мундире. Дома она нашлась, по-видимому, мама сварила ее, чтобы накормить кур. Вот мы и взяли эту картошку и как могли пытались заклеить наши учебники. До окончания 1 класса эти страшные учебники напоминали нам с Милой об их "купании".

На уроке труда помню Мария Семеновна дала нам задание принести продукты, и мы всем классом делали винегрет. В летние каникулы мы работали на пришкольном уча-стке, поливали капусту, носили ведрами воду из оврага. Нами руководил Самаркин Иван Александрович. Осенью за нашу работу нам дали много яблок. Мы были очень рады. Хо-дили всем классом на ферму доить коров, у меня была корова Лампочка. Прочитав книгу Аркадия Гайдара "Тимур и его команда" мы тоже создали тимуровский отряд и помогали старушкам.

Однажды мы пошли с классом в поход на Волгу в сторону Тетюш. Вместо рюкза-ков нам выдали наволочки, в которые нам всем раздали продукты: крупы, песок сахарный, хлеб. Наволочки видно были уже не новые, и часть продуктов высыпалась. Жгли костер, готовили еду, купались, ночевали на берегу, а утром вернулись в село.

Тогда в селе все держали кур, гусей, кроликов, свиней. Свиней и гусей у нас не было, а куры и кролики были. Однажды ночью у нас даже украли всех белых кроликов, так как они видны в темноте, а серые и черные остались. Воров, конечно, никто и не искал. У нас была собака Волчок и кот, который очень любил смотреться в зеркало. Обязательно садился на комод, когда никто не видел, и любовался собой, и так башку наклонит и эдак. На задах нашего дома протекала речка, которая как раз переходила в пруд. Был огород, и мне приходилось поливать лук. Я помню, как я ходила в детский сад к сестренке, и пова-иха тетя Нина и нянечка тетя Варя просили меня принести зеленого лука, и я бежала до-мой, рвала лук "Батун" с толстыми перьями и приносила в детский сад.

Большим событием в селе было кино или концерты. Кино привозили 2-3 раза в не-делю, и мы с мамой, уложив сестренку спать, ходили в кино. Работа у папы была связана с постоянными разъездами по колхозам, приезжал он на лошади поздно. Лошадь была очень умная и, бывало, что если папа засыпал от усталости, она сама подходила к дому и ждала, когда ей откроют ворота. Волчок при этом лаял, извещая, что хозяин приехал до-мой.

Прошло уже 50 лет, а эти детские воспоминания до сих пор свежи в памяти. На-столько все были дружны в селе, как будто одна семья. Моя мама хорошо шила и кроила, и все женщины ходили к ней за помощью и за выкройками. В те годы жилось очень тяже-ло. В магазинах нельзя было ничего купить и моя мама (когда она только находила время, работая в больнице единственным врачом) из одного своего платья шила нам с сестренкой по платью да еще модные. Смотришь детские фотографии и удивляешься без швейной машины руками такую красоту сотворить. А еще ведь вышивала крестиком и гладью, вя-зала крючком скатерти и занавески, тюли тогда не было. Большим событием стала покуп-ка радиоприемника-радиолы. На 7 ноября папа привез из Тетюш приемник "Муромец" - многопрограммный и с проигрывателем. До этого у нас был приемник - черная тарелка, по которому транслировали только местные радиопередачи и патефон Папа привез целую коробку пластинок, так жалко, что они не сохранились. Здесь были арии из опер и оперетт в исполнении Шаляпина и Лемешева, русские народные песни, песни тех времен, посвя-енные целине, и мы дети распевали "Едем мы друзья в дальние края, станем новоселами и ты и я", пели песни из кинофильма "Иван Бровкин", "Весна на Заречной улице". Видно я с тех пор и полюбила песню, выучила наизусть многие песни на слух. Обладая приличным слухом и голосом, часто выступала перед гостями, подчас не совсем понимая смысл песен. Например, я пела "В том окне как на экране твой знакомый силуент(вместо силуэт). Это мне сказали родственники, когда я повзрослела. В доме была только одна розетка и та почему-то в задней избе, которая не отапливалась и мы всей семьей сгрудились оде-тые в пальто вокруг этого приемника и крутили ручку настройки и в комнату лились звуки со всего мира и западные радиостанции. Потом конечно провели розетку и в большую комнату - зал, но это первое впечатление особенно запомнилось.

А покупка швейной машины? Нужно было сдать определенное количество яиц, и тогда в сельпо можно было купить швейную машину. Свои 5 кур такое количество яиц, конечно, не могли снести, и папа собирал яйца за деньги со всех деревень и в марте 1955 года к рождению младшей сестренки купили "Подольскую машину" ручную. Кстати она шьет до сих пор даже кожу. Председатель колхоза и директор школы в выходные дни вы-деляли грузовые машины, и все семьями с раскладушками, посудой, с волейбольным мя-чом выезжали в лес, на речку. Загорали, рыбачили, купались или просто гуляли по лесу, собирали цветы, ягоды. Это было незабываемое время. Я потом больше никогда так не отдыхала. Действительно жили в селе как одна большая семья. А какие мама устраивала дни рождения (мое и сестренки), и Новый год для сельских ребятишек - наших друзей. Обязательно пекся торт "Наполеон". Я больше такого вкусного торта никогда не ела. Уже взрослая пыталась испечь его по маминому рецепту, но, увы…. Или продукты сейчас не того качества или мама знала какой-то секрет, а может просто в те годы не очень-то нас баловали сладостями. Еще готовились на Новый год подарки. Клеились бумажные паке-ты, клались конфеты, яблоки, печенье, печености. выступление на 160 - летии школы

Сейчас все по другому, а я помню щедрость сельчан. На пасху папа приехал с работы (у ветврачей не было выходных) и мы не могли понять, что же он ищет в санях в соломе. Потом всю солому схватил в охапку и принес на кухню. Оказалось, что во всех деревнях, где он был на вызовах, ему клали в сани яйца, конфеты, стряпню. Я столько гостинцев больше в жизни не видела. Когда в селе открылась школа-интернат для учеников из дальних деревень, мама Риммы Антиповой стала работать там воспитательницей и лаборанткой. Мы после школы ходили с Риммой к ней и пока шли занятия в старших классах, мы учили свои уроки. Для учеников интерната привозили свежий горячий хлеб. Мы бегали в буфет и нам давали этот горячий ржаной хлеб. Я помню, как было вкусно макать ржаной хлеб в сахарный песок и запивать холодной водой (почему?).

Ну, пожалуй, все. В настоящее время проживаю с семьей в г.Казани

Hosted by uCoz